-
Набор в модераторы и разработчикиСкрыть объявление
Мы ищем энтузиастов, готовых помочь сделать DaraSims лучше!
Если у тебя есть желание стать частью персонала, взяться за развитие разделов форума или делиться с читателями интересными статьями, присоединяйся!
Об F50 (F50.1 в частности) и ментальном здоровье в целом
Об F50 (F50.1 в частности) и ментальном здоровье в целом
Наверное, первая реакция на эти комбинации букв и цифр у всех, кто не является специалист_ками по здоровью (и учащимися на них) или их знакомыми, будет чем-то вроде "Это вообще что за нонсенс? О'кей, Гугл...". Так вот, если вы ещё не успели узнать расшифровку, рассказываю: F50 - это все расстройства приёма пищи по МКБ-10, а F50.1 - это атипичная нервная анорексия.
Возможно, теперь у кого-то возникнет вопрос: а не возомнила ли я себя случаем психиатриней? Нет, я понимаю, что по уровню знаний я пока что не сравнюсь с профессионал_кой, зато люблю гуглить и с, гм, опытом.
Итак, начнём с того, что я не могу точно сказать, когда это всё началось, но несчастливой годовщиной я считаю четвёртое февраля. В тот день мы всей параллелью проходили диспансеризацию в местной поликлинике, и на приёме эндокринологини я постеснялась сказать свой вес (он всегда был для меня больной темой, хотя он считается вполне здоровым - приблизительно рост минус 100). И мы с ней в кабинете ещё не на тет-а-тет были! После очень сильного давления с её стороны я назвала несколько уменьшенную цифру. Угадайте, что мне врачиня выдала в ответ? "Ты на этот вес не выглядишь". В диагнозе у меня была следующая фраза: "В группе риска ожирения по избыточному весу". Классно, да? Самооценка, точнее её остатки, прощайте навеки! Также в этот знаменательный день произошли ещё две вещи, которые явно не могут считаться нормой. Во-первых, я впервые в своей жизни ловила кайф от чувства голода и урчащего живота (кровь сдавать надо было) и гордилась собой, потому что к полудню так и не поела. Во-вторых, я слышала, как другие ребята рассказывали, какой у них вес, и мне было стыдно, потому что они были стройнее меня.
А потом я начала скатываться. Быстро и ужасно. То, что творилось у меня в голове, возможно, заставило бы кого-то начать седеть и спрашивать меня, какого же чёрта я не пошла к врачу. Во всём виновато общество. Когда моя мама заметила, что из ванной доносятся какие-то звуки, она ворвалась ко мне. Запах из моего рта сдал меня с потрохами: я вызывала у себя рвоту. Следующий час на меня кричали оба родителя. Они до сих пор считают это "придурью", но это только потому, что они увидели лишь от силы одну пятидесятую того, что происходило со мной. Чего же они не видели?
Они не видели, что мне было больно смотреть на себя в зеркало. Даже если я просто смотрела на свой макияж, тут же за доли секунд замечала все недостатки своей внешности.
Они не видели, что я не могла оценивать реальность адекватно, если она касалась моего тела. Тут комментарии излишни.
Они не видели, что я смотрела на своих одноклассни_ц и чуть ли не плакала, потому что считала себя просто уродиной по сравнению с ними.
Они не видели, что каждый завтрак и ужин, который они в меня запихивали, вызывал у меня лишь панику и попытки вычислить, сколько калорий мне придётся проглотить.
Они не видели моего страха перед едой и в то же время одержимости ею. Ужин или поход в ресторан был самым страшным ночным кошмаром для меня, но зато я прочитала все папины кулинарные книги (журнал "Гастроном" их выпускает; толстые такие, тяжёлые) и постоянно искала новые рецепты в интернете.
Они не видели, что я и сама не понимала, с чего это вдруг я начала всех закармливать своей стряпнёй (торт с тремя видами шоколада на мамин день рождения, например) и фанатично писать калорийность каждого продукта/блюда у нас на кухне, если могла её найти.
Они не видели, что я вдруг почувствовала нужду - нет, обязанность - носить макияж как психологическую и физическую маску.
Они не видели, с какими глазами я смотрела на план.
Они не видели, как я ненавидела себя за то, что так мало скинула за прошедший день.
Они не видели, что вызывала рвоту я всего лишь дважды или трижды, а всё остальное время голодала или ела что-то незначительное.
Они не видели, что я наказывала себя приседаниями или подъёмами туловища лёжа за то, что мне пришлось съесть. Иногда я даже сидеть и ходить после этого не могла.
Они не видели, что я как огня боялась всех продуктов, в которых больше, чем сто калорий.
Они не видели, что единственным, что не пугало меня были шесть продуктов: апельсины, яблоки, салат, обезжиренный творог, обезжиренный кефир и вода. Всё остальное вызывало у меня панику.
Они не видели, что я постоянно врала. Да, мам, я уже пообедала. У нас был борщ, а потом макароны с котлетой и салат из огурцов. Да, мам, конечно, я уже поела. Спасибо за бутерброды.
Они не видели моей одержимости цифрами.
Они не видели, что тот факт, что я продержалась десять часов без еды, был для меня поводом для гордости.
Они не видели, что я уже начала хуже соображать. Да, я начала терять то, что до сих пор иногда считаю единственной причиной меня ценить/любить, - мой ум.
Они не видели, что мне всегда было холодно.
Они не видели, что я мечтала купить без рецепта флуоксетин, он же флу, он же прозак (антидепрессант, одним из побочных эффектов которого является потеря аппетита), чтобы я забыла о чувстве голода.
Они не видели, что каждый комментарий, который мог быть за уши притянут к моей внешности, едва ли не доводил меня до слёз.
Они не видели, что за день я могла выпить до пяти-шести литров воды (вопрос лишь в том, холодной или горячей).
Они не видели, что я всерьёз возлагала надежды на то месиво из кефира с корицей и имбирём.
Они не видели, что я стала своей же худшей врагиней.
Они не видели всю мою ненависть к себе.
Они не видели, что я пыталась натягивать улыбку и "держать лицо", хотя на самом же деле я мечтала, чтобы всё это закончилось.
Они не видели, как я тайком пила мамино слабительное и похудательный чай.
Они не видели, насколько сильно я устаю.
Они не видели, что мои мысли и моё поведение часто пугали и меня саму.
Они не видели, насколько я была на самом деле голодна.
Они не видели, что я и сама когда-то верила, что остановлюсь, когда достигну желаемого результата.
Они не видели, что на самом деле мне никогда не будет достаточно.
И да, вы знаете, что такое булимический эпизод? Нет? Ну, это когда приходишь ты с учёбы, заходишь на кухню, закрываешь дверь, становишься над раковиной, достаёшь самую разную еду от сыра до печенья и жуёшь, но выплёвываешь или в пресловутую раковину, или в пакет. И останавливаешься ты только тогда, когда или мимо кухни кто-то проходит, или еда заканчивается.
На этом месте предлагаю вспомнить пословицу про тихий омут и чертей. Вот так и случается с ментальными расстройствами, да и т.н. "невидимыми болезнями" в целом. Не верьте только тому, что вы видите. Не верьте только тому, что вы видите.
А почему же моя мама считала всё вышеописанное придурью? "Анорексия - это заболевание, при котором очень резко и опасно худеют". И тут мне хочется оставить эту картинку:"Все эти люди страдают от серьёзного, опасного для жизни расстройства приёма пищи"
Ну, конечно, блин, это же ты в меня два приёма пищи ежедневно впихиваешь, тут даже Шерлока не надо. Но за это я бы, возможно, тебя поблагодарила, иначе вероятность того, что я бы сидела сейчас и писала всё это или не волновалась бы из-за того, что у каждого моего органа какие-то неполадки в работе, была бы очень и очень маленькой. (Почему анорексия является самым опасным ментальным расстройством? Потому что, по некоторым оценкам, 20% больных умирают или в результате суицида, или из-за жутчайшей кахексии.) Да, мой менструальный цикл пляшет какой-то краковяк, волосы выпадают, я практически перестала расти, мне постоянно холодно, я плохо соображаю, я стала ещё более волосатой (растительность на теле), у меня часто кружится голова и падает давление, но это не так уж и плохо, правда?
А почему, собственно, атипичная анорексия? Надеюсь, вы простите меня за Википедию, но там всё довольно полно, упорядоченно и безэмоционально.
"Для достоверного диагноза требуются все следующие признаки:
а) вес тела сохраняется на уровне как минимум на 15 % ниже ожидаемого (более высокий уровень был снижен или так и не был достигнут), или индекс массы тела Кетле составляет 17,5 или ниже (этот индекс определяется соотношением веса тела в килограммах к квадрату роста в метрах). В препубертатном возрасте может обнаружиться неспособность набрать вес в период роста;
б) потеря веса вызывается самим пациентом за счёт избегания пищи, которая «полнит», и одного или более приемов из числа следующих: вызывание у себя рвоты, прием слабительных средств, чрезмерные гимнастические упражнения, использование средств, подавляющих аппетит и/или диуретиков;
в) искажение образа своего тела принимает специфическую психопатологическую форму, при которой страх перед ожирением сохраняется в качестве навязчивой и/или сверхценной идеи и больной считает допустимым для себя лишь низкий вес;
г) общее эндокринное расстройство, включающее ось гипоталамус-гипофиз-половые железы и проявляющееся у женщин аменореей, а у мужчин потерей полового влечения и потенции; могут быть повышенными уровни гормона роста и кортизола, изменения периферического метаболизма тиреоидного гормона и аномалии секреции инсулина;
д) при начале в препубертатном возрасте проявления пубертатного периода задерживаются или даже не наблюдаются (прекращается рост, у девочек не развиваются грудные железы и имеет место первичная аменорея, а у мальчиков остаются ювенильными половые органы); при выздоровлении подростковый период часто завершается нормально, но поздно наступает первая менструация."
Из-за того, что родители всё-таки пихали в меня еду, я не прохожу по пункту а. Когда я поняла, что что-то здесь не так, мой вес составлял где-то 60 кг, то есть я похудела на одну седьмую часть. Потом эта цифра достигла где-то 15-20%, но тогда я уже пыталась взять свои загоны в руки, а именно начала правильно питаться и отрезала себя от всего негатива. Но факт остаётся фактом: она до сих пор здесь. Порой я бью себя по рукам за то, что потянулась к сладкому, или съедаю конфету и думаю: "Вот же ж ты дура, блин!", или сравниваю свои заказы в кафетерии с заказами девушек, которые стройнее меня, и осуждаю себя за то, что так много ем, или втягиваю живот, или смотрю на свои ляжки, или презираю себя, если моя эффективность на тренажёре меньше, чем 6.0 или 6.5. Куда это меня приведёт? Не знаю.
А кто же в этом виноват? Я запуталась. Честно, запуталась. Ещё раз попрошу вас потерпеть Википедию.
"Факторы риска:
1. Генетические факторы. Анализ сцепления генов в пределах генома не обнаружил локусы для широкой диагностической категории нервной анорексии, однако анализ родословных как минимум одной пары родственников с ограничительным типом нервной анорексии определил сцепление с хромосомой 1р34. Генетическая уязвимость, вероятно, заключается в предрасположенности к определённому типу личности, к психическому расстройству (аффективное расстройство или тревожное расстройство) или к дисфункции нейромедиаторных систем. Следовательно, генетическая предрасположенность и уязвимость могут проявиться в неблагоприятных условиях, например при неправильной диете или после эмоционального стресса (Только про тип личности я бы согласилась.)
2. Биологические факторы — избыточная масса тела и раннее наступление первой менструации. (История с эндокринологиней.) Кроме того, причина заболевания может крыться в дисфункции регулирующих пищевое поведение нейромедиаторов. Исследования наглядно продемонстрировали дисфункцию всех трех указанных выше медиаторов у пациентов с расстройствами пищевого поведения. Пищевые дефициты. Есть доказательства, что это может быть фактор, который углубляет патологию анорексии. В 1994 году рандомизированное исследование с плацебо показало, что цинк (14 мг в день) удвоил скорость увеличения массы тела по сравнению с пациентами, принимающими плацебо.
3. Семейные факторы — больше шансов возникновения расстройства пищевого поведения у тех, кто имеет родственников или близких, страдающих нервной анорексией, нервной булимией или ожирением. (Некоторые мои родственники довольно полные). При наличии члена семьи или родственника, страдающего депрессией, злоупотреблением алкоголем или наркотиками или зависимостью от них, также повышается риск возникновения расстройства. (У мамы было что-то вроде депрессивного эпизода в юности, но я не думаю, что это тут к месту.)
4. Личностные факторы — к психологическим факторам риска относятся перфекционистски-обсессивный тип личности, особенно для ограничительного типа нервной анорексии. Низкая самооценка, чувство собственной неполноценности, неуверенности и несоответствия требованиям являются факторами риска развития нервной анорексии (Моя школьная тревожность была довольно высокой ещё в первом классе, то есть я очень сильно волновалась по поводу оценок и тому подобного. Наша школьная психологиня любит говорить, что у меня так называемый синдром отличницы.)
5. Культуральные факторы — к ним относятся: проживание в индустриально развитой стране и акцент на стройности (худобе) как главном признаке женской красоты. (Взгляните хотя бы на обложки журналов - ответ ясен.) Стрессовые события, такие как смерть близкого родственника или друга, сексуальное или физическое насилие, также могут быть факторами риска развития расстройства пищевого поведения. (К счастью, нет.)
6. Возрастной фактор — с точки зрения психологов отечественной патопсихологической школы возраст является одним из важнейших условий определяющих предрасположенность к нервной анорексии. Группой риска является подростковый и юношеский возраст. В последние десятилетия наметилась динамика снижения возраста манифестации заболевания. (Тогда мне было 14.)
7. Антропологические факторы — с точки зрения доктора медицинских наук, психофизиолога Вадима Ротенберга, нервная анорексия связана с поисковой активностью человека.
Я даже не знаю, как закончить этот довольно сумбурный рассказ. Наверное, скажу лишь, что это не шутка (ментальные расстройства - это вообще не тема для шуток, это оскорбительно и усиляет стигму), я до сих пор не получила помощь врача (но если что-то такое случится с вами - не стесняйтесь идти к врачу!), и ментальные расстройства (анорексия в том числе) - это очень и очень серьёзная проблема. Не романтизируйте их. Они не модные или прекрасные, это монстры, которые ломают людей и их жизни.
И так как я вижу, что у некоторых, кто, скорее всего, прочитает этот пост, есть дети, я хочу сказать им кое-что на будущее. Забудьте фразу "С моим ребёнком этого не случится". Чушь. Случиться может всё.
Модератор_ки, пожалуйста, простите, если это якобы не подходит для детей (хотя я сама такая). Просто эта тема действительно очень важная, и я посчитала нужным поднять её.
Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии